Секреты техники рисования пастелью для начинающих художников
Часто, когда начинающему художнику необходимо определиться, каким материалом работать, он склонен выбирать между маслом и акварелью. Но существует еще одна категория художественных материалов, называемая «мягкие». К ним и относится простой и приятный в работе материал – пастель.
Рисование пастельными мелками предполагает тесный контакт пальцев руки с бумагой, так как штрихи часто растушевываются для получения нужного оттенка или фактуры. Благодаря этому можно в буквальном смысле слова «почувствовать» рисунок во время работы.
К тому же техника рисования пастелью обладает волшебным свойством – она склонна превращать простоту и даже «примитивность» рисунка из недостатка в достоинство.
От классики к импрессионизму
История пастели началась еще в 15 веке. Упоминания об этом материале можно найти в теоретических трудах Леонардо да Винчи.
Само же французское слово «пастель» начало употребляться намного позже – в середине 17 века. Происходит оно от латинского pastellum – паста.
Из чистого темного пигмента путем его перетирания с мелом получались более светлые цвета – отсюда всем известное слово «пастельный».
Этим материалом пользовались многие художники эпохи Возрождения, а также выдающиеся представители искусства Нового времени: Энгр, Жан Этьен Лиотар, Джон Рассел, Морис де Ла Тур. Особенно популярным было использование пастели в классическом портретном жанре, как в чистом виде, так и в комбинации с гуашью.
Позднее технику использовал для своих знаменитых атмосферных пейзажей Джеймс Уистлер. Также этот материал был популярен среди художников, представлявших главные направления живописи 19-го, начала 20 века, – импрессионистов и художников группы «Наби» (Les Nabis). Пастелью рисовали Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Эдуард Мане и многие другие.
Удивительно, но пастель, которую использовал Дега, можно купить и сейчас – маленький магазинчик «La Maison du Pastel» в одном из переулков Парижа почти не изменился с 1920-х. Производством по технологии, придуманной Анри Роша, занимаются его наследники.
В семейной мастерской до сих пор используют старинные инструменты и изготавливают пастель вручную. Полный спектр цветов составляет 567 оттенков, а цена за один мелок достигает 12-18 евро. Именно такой пастелью были написана знаменитая серия балерин Дега и некоторые работы Сислея.
Виды пастели для рисования
Пастельные мелки бывают трех видов:
- сухая – самая удобная для новичков, она легко растушевывается и ее можно стереть ластиком, цвета можно перекрывать;
- масляная – требует определенных навыков, так как исправить нарисованное сложно;
- восковая – не растушевывается, и хотя она ложится красивым глянцевым слоем, работать с ней не просто; ее часто используют в технике процарапывания по вощеной бумаге для рисунка-подложки;
Сочетать в одном рисунке несколько видов пастели не принято. Начинающим художникам лучше остановиться на первом варианте.
Мелки для сухой техники
Масляная пастель
Пастель, будучи материалом нежным и хрупким, требует бережного обращения, как с самими мелками, так и с готовой работой.
Рисование сухой пастелью хорошо подходит как для быстрых набросков или этюдов, так и длительных постановок – возвращаясь к работе снова и снова, при желании, ее можно довести до фотографического сходства (если речь идет о рисовании с натуры).
Поэтому этот материал одинаково хорош как для любителей экспрессии, так и для сторонников кропотливого вырисовывания. Пастель можно смело брать с собой в путешествие или на прогулку – она замечательно подходит для пленера (рисования на природе). Уловить игру света, передать фактуру облаков или ритм волн – сделать это совсем не сложно.
Инструменты и принадлежности
Основа для пастели.
В работе с сухой пастелью есть нюанс – для данной техники в качестве основы не подойдёт обычная гладкая белая бумага. Для того, чтобы пигмент удерживался на поверхности, основа должна иметь фактуру. Поэтому для пастели подойдёт специальная фактурная бумага для пастели (их сейчас великое множество на любой вкус и кошелёк), можно также использовать картон. А для того, чтобы сделать свою работу более насыщенной и иметь возможность использовать всю цветовую палитру мелков (в том числе и светлые цвета), лучше использовать тонированную бумагу.
Однако при работе с масляной пастелью можно закрыть глаза на фактуру бумаги. Благодаря тому, что масляная пастель более густая, она одинаково хорошо наносится как на гладкую, так и на фактурную поверхность. Но на цвет основы глаза закрывать не стоит – правило использования тонированной бумаги остаётся актуальным и для масляной пастели.
Планшет.
Для работы с пастелью основу необходимо закрепить на твёрдой подложке (картон, фанера, доска). Размер такого планшета должен превышать размер основы не менее чем на 5 см с каждой стороны. Закрепить основу можно с помощью канцелярских зажимов либо с помощью малярного скотча.
Ластик. Нож (мастихин).
Для стирания сухой пастели подойдёт обычный ластик. А вот масляную пастель стереть ластиком не получится. Для соскабливания красочного слоя масляной пастели нужно использовать нож или мастихин.
Фиксатив (для сухой пастели).
Для того, чтобы предотвратить осыпание частиц пигмента, пастельный рисунок нужно «закрепить». Для закрепления можно использовать специальное средство – фиксатив в виде аэрозоля, либо же обычный лак для волос. Распылять необходимо на расстоянии не менее 30-40 см от поверхности рисунка. Чтобы не испортить свою работу, сначала проверьте эффекты фиксатива на черновике, особенно, если вы делаете это в первый раз или не знакомы с маркой фиксатива. В любом случае будьте готовы к тому, что фиксативы затемняют цвета и убирают бархатистую текстуру рисунка.
Закрепляем рисунок. Фиксативы и другие способы
Сохраните свои пастельные рисунки для потомков с помощью трёх вариантов фиксации, о которых рассказано в статье.
Когда вы фиксируете и обрамляете пастели под стекло, это самые постоянные из всех средств закрепления и сохранения: никогда не трескается, цвета не увядают. Но мы не можем поставить в рамы все свои работы. Их обычно слишком много. Так что нужно знать и другие способы сохранения рисунка. Здесь нам понадобятся фиксативы. Они нам понадобятся в любом случае, потому что даже те работы, что отправляются под стекло, нуждаются хотя бы в небольшом закреплении. Ведь пастель — очень «сыпучий» материал.
Само собой разумеется, что перед использованием любого фиксатива убедитесь, что вы находитесь в хорошо проветриваемом пространстве. Также разумно проверить в качестве теста на отдельном листе, как ваш бренд фиксатива работает с пастелью, которую вы используете. Для теста желательно использовать ту же бумагу, на которой вы рисовали. Здесь всё имеет значение.
Пастели имеют очень малое соотношение связующего и пигмента, поэтому при первом применении фиксатора можно увидеть, как рисунок темнеет. Выбранный вами бренд пастели и фиксатива определит, насколько темнее в итоге получится цвет, но по мере высыхания фиксатива цвета снова будут становиться светлее.
Лак фиксатив для художественно-живописных работ, Невская палитра. Лак для закрепления рисунков карандашом, углём и пастелью. Наносится на поверхность при помощи пульверизатора.
Фиксаж-спрей от Koh-I-Noor используется для закрепления рисунка углём или мелками/пастелью. Легко наносится и надёжно защищает рисунок.
Лак бесцветный глянцевый серии ARTIST итальянской компании Ferrario. Применяется в качестве универсального защитного покрытия и декорирования художественных работ. Для красок и пастели.
Иногда художники используют лёгкий слой фиксатора, чтобы стабилизировать рисунок и «привязать» пастель к поверхности во время работы. Этот метод имеет тенденцию бороться с изменением цвета после итоговой фиксации, потому что цвет регулируется по мере продвижения в рисовании и добавления новых слоёв. Однако будьте осторожны, чтобы не переусердствовать, иначе исправления в работу будет внести уже невозможно. Закрепляйте только то, в чём вы на 100% уверены.
Пастель достаточно сложна для освоения и с точки зрения организации рабочего пространства, хорошие наборы стоят дорого, мелков надо много, твёрдых и мягких, желательно иметь и пастельные карандаши для деталей, специальную бумагу, растушёвки. Во время работы всё в пыли, так что нужно выделить место. Это непросто. Но многие всё же решаются попробовать, потому что это особенное искусство, подвластное далеко не каждому.
Три основных типа фиксатива для пастели (и не только): фиксатив с диффузором, аэрозоль и распылитель.
Лак для волос
Это самый экономичный и простой вариант, на котором многие в итоге останавливаются.
Многие используют не дорогостоящие фиксативы, а просто лак для волос сильной фиксации. Обрабатывать только на расстоянии, чтобы струя лака не сбивала контуры и не текла по пастели. Через некоторое время после первой обработки нужно провести вторую; одного раза мало. Можно нанести и больше двух слоёв, до 4-5, смотрите на общий вид работы.
Специальный закрепитель гораздо дороже лака, но и с ним пастель продолжает пачкаться, обращаться с рисунками в любом случае нужно очень осторожно, беречь рисунке в отдельной папке, иначе рисунок теряет меловый слой, а если слишком сильно его залачить, заметно изменится цвет
В чём разница между фиксативом и лаком для волос?
Специализированный закрепитель дороже, а разницы между ним и обычным лаком для волос нет никакой (закрепляют одинаково). Так в чём же разница? В том, что лак для волос при долгосрочном хранении (годы и десятилетия) может пожелтеть и исказить цвета работы. Поскольку его назначение — не художественные работы, а волосы, никто не может сказать, как он себя поведёт через долгое время на бумаге. Фиксативы же — вещь проверенная. Поэтому профессиональным художникам, чьи работы уже обрели ценность, нужно уйти с лака для волос на профессиональный художественный закрепитель.
Но если вы рисуете для себя или учитесь, вам вполне достаточно лака для волос.
Рекомендуем попробовать лак GOT2B «Стальная хватка», запах у него вполне приятный и не слишком резкий. С ароматом зелёного яблока и лимона. Закрепляет даже соус, и так, что в папке рисунок ничего не пачкает работа не осыпается и не размазывается.
Лак для волос Got2b «Стальная хватка», 300 мл.
Ещё один давно проверенный вариант — лак Прелесть.
Обработка лаком для волос (в несколько слоёв, между обработками дать подсохнуть 2-3 минуты) держит работы в сохранности десятки лет, ничего не осыпается.
Как закреплять пастель: проводим эксперимент
Полезно: Рисуем ирис пастелью: поэтапный мастер-класс
Памятка по работе с фиксативами:
- Сначала обязательно проверьте эффекты фиксатива на черновых листах.
- Затем, расположив работу под углом к стене (защитив макулатурой пол и мебель), и удерживая баллончик на расстоянии 30 – 40 см от листа, перемещая его так, чтобы на поверхности получался ровный слой тонкой пленки, закрепите пастель. Если распылитель поднести слишком близко, частицы пастели будут выдуваться с поверхности, также есть опасность того, что капельки фиксатива, выступающие вокруг сопла могут попасть на работу и оставить жирные пятна.
- Внимательно прочтите информацию о мерах безопасности. Фиксативы вовсе не безобидны, они токсичны, легко воспламеняется и некоторые обладают сильным запахом (за исключением двух марок – Rowney Perfix и Blair No Odor Spray Fix, однако это не значит, что они безвредны).
- По возможности, распыляйте фиксатив вне мастерской, лучше – на открытом воздухе.
А какой опыт закрепления пастели есть у вас?
Если видео было вам полезно, сделайте репост, нажав на одну из кнопок соцсетей:
Распылитель/пульверизатор
Если вы предпочитаете не использовать аэрозоль, распылитель-пульверизатор — отличная альтернатива. Каждый нажим даёт точный туман фиксатива. От аэрозоля отличается тем, что здесь вам нужно постоянно
нажимать для получения очередной порции средства. Но зато вы можете работать точнее и экономнее.
Работа на велюре не обязательно нуждается в фиксации, поскольку пастели очень хорошо к ней прилипают, однако большинство мастеров по багету предпочитают фиксировать пастель и здесь. Закрепите рисунок, а затем, если нужно, добавьте светлые области, которые, как вам кажется, слишком сильно потемнели. Фото из журнала Paint & Draw.
Нюансы работы с пастелью
Это не самый распространенный материал среди художников, хотя он и занимает почетное место. Как и любая техника, пастель имеет свои достоинства и недостатки.
К однозначным плюсам относится быстрота работы и ее конечный результат. За 3−5 часов работы пастельными мелками можно создать картину, достойную того, чтобы быть неплохим подарком и украшать стену комнаты. Причем смотреться она будет дорого и напоминать картину настоящего художника. Однако это довольно грязная техника, требующая затрат на сами мелки и некоторые дополнительные материалы. Пастельные рисунки нельзя хранить, просто сложив в папку. Их нужно обязательно закреплять и перекладывать калькой.
Ластик для пастели (ластик-клячка)
В отличие от обычных ластиков, ластик для пастели имеет довольно мягкую консистенцию и очень пластичен. Этот ластик приклеивает к себе частички пастели и при этом не повреждает бумагу и не размазывает рисунок.
Правда надо иметь ввиду, что если на бумагу нанесено уже много слоев пастели, то ластик-клячка не уберёт всю пастель. Для удаления мелких деталей можно смять его таким образом, чтобы получился тонкий кончик. Чтобы очистить ластик просто помните его в руке. Он может использоваться таким образом довольно долго, до тех пор, пока не накопит в себе слишком большое количество пастели.
Особенности рисования сухой пастелью
Начинающим лучше сначала узнать, как научиться рисовать пастелью сухого типа, так как с ней проще обращаться в сравнении с другими видами. Следует сказать, что каких-то четких правил рисование пастелью не предполагает – художник волен экспериментировать с техниками. Однако есть определенные нюансы:
Предварительный набросок, контур будущего рисунка следует выполнять с помощью кусочка пастели не слишком заметного цвета – лучше подобрать его в тон бумаге. Для белой бумаги используйте серый мелок, либо уголь, которые потом можно просто стряхнуть, для цветной – мелок соответствующего или близкого оттенка.
Не делайте набросок обыкновенным графитным карандашом, иначе пастель на него будет очень плохо ложиться.
Рисовать мелком нужно «плашмя», нанося поначалу фон и все основные цвета, закрашивая площадь бумаги. Сначала лучше нанести и растушевать черные и белые цвета, если они присутствуют, а затем переходить к другим оттенкам. Если вид пастели позволяет, то не забывайте про смешивание – с его помощью можно добиться интересных градиентов и цветов, которых у вас в палитре и нет.
Определившись с цветовой схемой, можно наконец-то приступать к детализации рисунка: появлению объема, уточнению силуэтов, формы. На этом этапе можно рисовать, используя штриховку, нанося точки, отдельные мазки, линии и т. д. – в зависимости от того, какая задача перед вами поставлена и в каком стиле будет выполнен рисунок пастелью. Не бойтесь оставлять основные детали нерастушеванными, чтобы рисунок не выглядел «мыльным».
Виды пастели
Пастель продается как в форме голых стержней, похожих на мелки, так и карандашей. От других художественных материалов ее отличает мягкость и бархатистость структуры, что достигается за счет ее состава – связующего и красящего вещества, то есть пигмента. Эти качества обуславливают другую особенность пользования пастелью: она плохо держится на бумаге и может осыпаться при толчках или другом физическом воздействии на лист бумаги.
Сегодня в лавках художников можно встретить четыре вида художественной пастели: сухую, масляную, восковую и акварельную.
Сухая пастель
Самый востребованный вид пастели, которым рисуют, как новички, так и профессиональные художники. В зависимости от содержания связующего вещества ее делят на твердую и мягкую – чем его меньше, тем мягче стержень.
Твердой пастелью не получится добиться таких ярких цветов, как с помощью мягкой. Зато ею проще рисовать мелкие и тонкие детали, особенно, если рисовать пастелью в виде карандашей. Она меньше крошится и не так сильно пачкает руки.
Мягкой же пастелью можно создавать размашистые мазки, которые ровно ложатся на бумагу и легко растушевываются, однако новичкам такой податливый материал будет непросто контролировать.
Масляная пастель
В составе масляной пастели содержится минеральная масляная субстанция, которая позволяет ей хорошо ложиться на бумагу и не осыпаться, а также не пачкать руки. Правда, такого матового эффекта, как от сухой пастельки, с ней не получится, и так же легко растушевать ее не получится – придется прибегнуть к помощи кисточки и воды, либо специального растворителя. Зато и случайно смазать ее будет непросто.
Восковая пастель
Напоминает масляную пастель по цветопередаче, яркости, гладкости нанесения и интенсивности штрихов. В составе у нее другое связующее вещество: не масло, а воск. Из-за этого труднее добиться смешения цветов, а если мелки дешевые, где использован парафин вместо воска, то рисовать цветовые переходы вообще не получится. Профессиональные художники практически никогда не берутся рисовать восковыми мелками.
Акварельная пастель
А этот вид пастели имеет более уникальную влажную структуру – все из-за содержания в нем водорастворимых компонентов. В обычном виде он наносится на бумагу как твердый пастельный мелок с влажным эффектом, а при добавлении воды приобретает акварельные свойства. Ею часто заменяют акварельные карандаши, поскольку такой пастелью можно рисовать и твердые штрихи, и добиваться полупрозрачных оттенков.
Как рисовать пастелью: мастер-класс для начинающих
От теории перейдем к практике и узнаем, как рисовать пастелью натюрморт с натуры. Вы, конечно, можете попробовать нарисовать его просто по фотографии. Нам понадобится:
- пастельная бумага;
- сухая пастель;
- пастельные карандаши;
- лист фанеры;
- мягкая тряпочка.
При наличии мольберта задача облегчается, но его подобие можно соорудить из стула и фанерного листа, оперев его на спинку и подстелив бумагу, чтобы пастель осыпалась туда, а не сразу на сиденье. Композицию из цветов (или фото) расположите рядом так, чтобы она находилась у вас перед глазами и ее было удобно рисовать. Подготовьте руки – вымойте, чтобы на них не было жира, и вытрите досуха.
Ход работы
- Пастельным карандашом рисуем на бумаге набросок букета. Ничего страшного, если получится не идеально или кривовато Главное – соблюдать пропорции предметов, например, чтобы цветки не получились больше вазы. Если где-то наплошали, не спешите использовать ластик – контур можно будет потом закрасить прямо сверху, а если сотрете, то получите уже более потрепанную бумагу.
- Разбираем изображение по локальным цветам. У нас преобладают желтый, синий, зеленый и голубой. Определяемся, где находятся основные цветовые пятна: желтый цветок, зеленое яблоко, голубая ваза. Закрашиваем их и растушевываем пальчиком. А чтобы очистить руки от пастели одного цвета и перейти к растушевке другой, используем бархатную тряпочку.
- Чтобы понять, как изобразить на холсте цветовые пятна, расфокусируем зрение и посмотрим на фото или натюрморт. Можно даже специально размыть его в фоторедакторе, как на картинке ниже:
- Не забываем, что цвета можно делать более насыщенными и смешивать, чтоб получить новый оттенок – вот так:
- Совет: для объектов белого цвета не стоит использовать белую пастель, поскольку она пригодится позже для придания бликов. Разукрашивая же предметы, белый может заменить, к примеру, светло-голубоватый мелок.
- Когда закончили с цветовыми пятнами, начинаем создавать объем, свет, тени. Иногда отходим от полотна, чтобы оценить результат не только вблизи. В зависимости от цвета выбранной бумаги фон можно не прорабатывать, но мы добавим немного голубого цвета.
- От общего переходим к частному и прорабатываем детали, мелкие предметы – уточняем форму лепестков, очерчиваем края вазы и т. д. Добавляем блики белым мелком.
Вот мы и научились рисовать пастелью натюрморт! Рисунок выглядит завершенным даже на этом этапе. Если вам хочется пойти дальше, то поработайте еще над фоном, деталями и добавлением оттенков.
Узнать, как с помощью сухой пастели передавать блики, свет, тени, полутени и рефлекс поможет следующий видео мастер-класс по рисованию фруктов:
Дополнительные инструменты
На какой бумаге лучше рисовать? Поскольку сухая пастель очень легко осыпается, то придется отказаться от обыкновенной, гладкой офисной бумаги А4 и перейти на другую рабочую поверхность, которая обладает выраженной шероховатой текстурой. Это может быть почтовая, наждачная либо пастельная бумага, холст или специальный картон.
Научиться рисовать пастелью можно и в том случае, если у вас нет ничего кроме нее и бумаги. Но с помощью дополнительных материалов и инструментов процесс создания рисунка становится намного проще, быстрее и удобнее. Это:
Растушевки или кисти – бывают силиконовые и бумажные. Ими очень удобно растушевывать мелкие детали рисунка, для которых не достаточно растушевки пальцами.
Ластик-клячка – им вы можете осветлять рисунок пастелью, или мягко стирать лишнее без вреда для бумаги.
Муштабель – специальное приспособление в виде длинной палки с мягким тканевым или замшевым шариком на конце, которое служит опорой для ведущей руки художника и позволяет ему рисовать, не касаясь рисунка, чтобы его не смазать. Второй рукой художник поддерживает палку, а шариком опирается на полотно или выводит его за границы рисунка.
Фиксатив – лак, предназначенный для закрепления пастели, как в процессе работы, так и по завершению всего рисунка. Часто заменяют его обыкновенным лаком для волос, однако он делает изображение более темным и может лишить его матовости. Поэтому многие отказываются от лаковой фиксации и помещают рисунок пастелью в рамку под стекло, причем так, чтобы оно не касалось бумаги.
Планшет
Если вы используете в качестве поверхности для пастели бумагу, то её лучше всего закрепить на планшете, чтобы лист не сдвигался во время рисования.
Поверхность планшета должна быть гладкой и по размеру больше, чем лист бумаги, на котором вы собираетесь рисовать. Планшеты могут быть из фанеры, оргалита или пластика, а также с зажимом для бумаги или без него. Но будьте осторожны с использованием зажимов для бумаги, так как они могут оставлять вмятины (особенно на велюровой бумаге). Кроме того, пастель будет забиваться под зажим, и если вы собираетесь задействовать бумагу под ним дальше в своей работе, то пятно под зажимом будет очень трудно убрать или закрасить. Поэтому для закрепления листа на планшете лучше использовать бумажную липкую ленту и приклеивать ею лист к планшету по периметру. При таком закреплении листа он не будет сдвигаться при работе.
5 шагов на пути к цели
Как и любое дело, рисование нужно осваивать постепенно. Проще всего нужно использовать пошаговые инструкции, в которых все просто и понятно описано.
Основа пастельного рисунка — это штрих. Для начала нужно научиться правильно класть штрихи: делать тонкие и толстые линии, растушевку. Не стоит пренебрегать азами, нужно натренировать руку, чтобы в дальнейшем не было проблем с наложением штрихов.
Затем нужно поработать с цветом. Первый и основной этап любой пастельной работы — определение основных цветовых пятен на листе. Впоследствии на них будут накладываться тени, блики
Поэтому научиться смешивать тона и получать новые оттенки не менее важно, чем класть ровные штрихи. Пастель не так легко поддается смешиванию, как, например, акварель, поэтому желательно покупать наборы с большим количеством цветов
Причем тона должны быть не только яркие, но и светлые, так как пастель предполагает нежные и воздушные работы.
Следующий шаг — первые работы. Проще всего учиться на простых и беглых зарисовках. Одной работе следует уделять 5−15 минут. На таких быстрых работах — набросках, хорошо отрабатывать базовые навыки владения пастелью. Даже уже состоявшиеся художники часто делают зарисовки в поиске вдохновения и новых техник.
Когда основы пастельного рисунка освоены, можно приступать к более сложным работам с проработкой мелких деталей и большим разнообразием цветов. Не стоит начинать с этого шага, как бы не хотелось побыстрее нарисовать шедевр. Вряд ли без основ и отработки техники получится что-то стоящее.
Практика и только практика! Первые работы, скорее всего, будут далеки от идеала, но со временем все получится!
Пастель открывает для человека новые горизонты для творчества и вдохновения.
Необходимые материалы
Прежде всего необходимо обзавестись базовыми материалами и инструментами. Поначалу можно обойтись лишь самым необходимым, чтобы не тратить деньги на дорогостоящие и, порой, не самые нужные вещи.
- Пастель. Она бывает трёх видов: масляная, сухая и восковая. Для начинающих подойдет сухая, а вот работа с масляной и восковой требует определенных навыков и умений. Если на дополнительных материалах можно сэкономить и заменить их подручными средствами, то вот на сами мелки лучше потратиться и купить качественные.
- Бумага. Лучше пользоваться специализированной бумагой для пастели, так как на нее лучше ложится пигмент. Она, кстати, бывает самых разных цветов. Однако подойдёт и обычная акварельная бумага, бумага для угольного карандаша или даже ткань, натянутая на подрамник.
- Ластик-клячка. В работе с сухой пастелью он незаменим, так как в отличие от обычного ластика не смазывает пастель и не оставляет разводов. Если все же приходится работать с обычным ластиком, не стоит тереть бумагу, как при работе с карандашами. Нужно аккуратно прикладывать ластик к бумаге и точечными движениями удалять пигмент. Ни в коем случае нельзя пользоваться ластиком при создании наброска, так как пастель будет очень плохо ложиться поверх жирных следов.
- Пастельные карандаши. Они нужны для эскиза будущей работы, по которому и будут накладываться пастельные штрихи, а также для прорисовки мелких деталей. Однако для эскиза вместо них можно использовать уголь, а мелкие детали прорисовывать самой пастелью. Для удобства можно купить выборочно 1−2 карандаша, например, белый и черный.
- Специальный аэрозоль для закрепления рисунка. Без него пастель очень скоро осыпется, и все усилия будут потрачены впустую.
- Для растушевки подойдут ватные палочки, специальная растушевка, а также пальцы рук.
- Дополнительно понадобятся малярный скотч, этюдник и влажные салфетки, а также пылесос, ведь пастель при работе очень сильно осыпается.