Костяной фарфор — что это такое: свойства посуды

Костяной фарфор. чем он лучше других?

Классификация фарфора

Если говорить о фарфоре более масштабно, исходя из истории , то этот материал можно разделить на две категории: европейский и восточный.

К европейскому фарфору относятся твердые, полумягкие и мягкие составы материала. И такое множество видов фарфора объясняется тем, что у европейцев были более благоприятные экономические и технологические возможности в то время, когда они «искали» рецепт этого белого материала. А на сегодняшний день европейцы опережают многих в производстве и способах декорирования именно твердого фарфора. Хотя мы знаем, что сам белый материал был изобретен в древнем Китае, правда, по характеристикам очень напоминающий .

Восточная линия, конечно, имеет историю китайского фарфора, что до сих пор отражается на формах изделий и их декорировании. Технология восточного фарфора предполагает производство без использования обжига при высоких температурах, от чего материал получается мягкий и полумягкий.

Оба вида фарфора — твердый и мягкий, используются в изготовлении посуды, столовых аксессуаров и предметов интерьера. Какие же отличительные свойства имеют эти два материала и в чем их различие?

Этапы производства

Изготовление фарфора начинается с измельчения составляющих до тонкодисперсного состояния. Затем их смешивают с водой, получая пластичную массу, с влажностью 25 – 35%. Её оставляют вылёживаться для приобретения однородной структуры. В древнем Китае процесс занимал до 10 лет, современное производство выделяет на полное «созревание» 14 дней. После этого массу обрабатывают вакуум-прессом и специальными мялками, чтобы удалить образовавшиеся при брожении пузырьки воздуха. Иначе сырые изделия разорвёт при первом обжиге из-за разных коэффициентов расширения газа и твёрдого материала.

Формуют посуду и статуэтки преимущественно литьевым способом, с последующей ручной лепкой мелких деталей. Для тарелок используют также метод прессования, а для эксклюзивных авторских работ – гончарный круг. При литье гипсовые формы заполняют жидкой фарфоровой массой (шликером) и оставляют на некоторое время, пока она не осядет на стенках. «Не схватившийся» остаток удаляют. Гипс постепенно вытягивает влагу из фарфоровой массы, и она затвердевает, отделяясь от стенок.

Далее форму раскрывают и вынимают сырцовое изделие, которое нужно обработать – удалить швы, замыть мягкой губкой края, загладить возможные дефекты поверхности. На этом же этапе монтируют приставные детали, например, носики чайников, ручки чашек и так далее, добавляют лепной декор, вырезают ажурные фрагменты или процарапывают узоры, в которые затем зальют краску.

Подготовленные изделия тщательно просушивают и отправляют на утильный обжиг при температуре 900 – 1000°С. Получившийся фарфор принято назвать «бисквитным». Если речь идёт о статуэтках и других лепных предметах, не несущих утилитарную функцию, их можно оставить на этой стадии или расписать и ещё раз обжечь, без применения глазури. Впервые подобный метод был применён мастерами Севрской мануфактуры и получил широкое распространение в эпоху классицизма. Кроме того, «бисквит» использовался при изготовлении головок фарфоровых кукол. Мода на них возникла во Франции, на рубеже XIX – XX века.

Глазурование и роспись

«Бисквит», скорее, исключение из правил, а большинство фарфоровых изделий после утильного обжига глазуруются. В первую очередь, это – вазы и сервизы, непосредственно контактирующие с водой, но и предметы декора покрываются особыми стекловидными составами не реже. Глазури тоже состоят из каолина, полевого шпата и кварца, но в других пропорциях. В них добавляют присадки для снижения температуры плавления и соли металлов для придания цвета, блеска или насыщенности тона.

Глазуруют предметы методом погружения, полива или с помощью пульверизатора. Проникая в микропоры черепка, суспензия прочно закрепляется, а в процессе политого обжига при 1250 – 1400°С, спекается с ним. Погружение и полив подходят для посуды и статуэток без мелких сложных деталей. Пульверизатором глазурь распыляют, чтобы получить тонкий слой, преимущественно, на ручную лепку.

Один из самых популярных способов декорирования керамики – роспись. Она может быть подглазурной и надглазурной. В первом случае рисунок наносится непосредственно на «бисквит» оксидом кобальта или меди, которые дают соответственно, синий и зелёный оттенки. Сверху керамика покрывается прозрачной глазурью. Приём кобальтовой росписи широко использовался китайскими мастерами, а затем был многократно повторён ведущими фарфоровыми заводами Европы.

По глазури художники пишут эмалями с более широкой цветовой палитрой, чем у оксидов металла. Закрепляются такие краски третьим обжигом, температура которого колеблется от 600°С до 800°С. Аналогичным образом делается отводка золотом или платиной.

Основные компании производители

На сегодняшний день особую популярность завоевали производители костяного фарфор из Англии и Японии. Однако и другие страны могут похвастаться изготовлением качественных изделий из данного материала. Конечно, цены на них немалые, т.к. при изготовлении используются высококачественные компоненты и, к тому же, большинство предметов проходят этап ручной росписи.

Английский костяной фарфор является лидером по количеству фирм-производителей. Они выпускают в продажу качественные сервизы, статуэтки и другие предметы быта, созданные на основе костяного пепла.

В Японию фарфор пришел из Китая. Но страна восходящего солнца внесла свои коррективы. Она стала выпускать белоснежный материал с молочным оттенком. Для этого японцы изменили соотношение костяного компонента в составе смеси, создав свою особую формулу костяного фарфора.

  1. Британская фабрика, основанная в 1759 году. Изготавливает высокохудожественные коллекции столовой посуды и предметов интерьера из костяного фарфора.
  2. Royal Doulton. С 1815 года специализируется на производстве фарфоровых предметов разного назначения. Это как повседневные вещи, так и подарочные варианты столовой посуды.
  3. Бренд Spode. Знаменитая фамилия с 1770 года, которая и сейчас находится у всех на слуху. В настоящее время компания влилась в холдинг Portmeirion Grou, основное направление которого — производство фарфоровых изделий премиум-класса.
  4. Японская компания Narumi. Начала свой путь в 1911 году. Является поставщиком элитного фарфора Bone China. Изделия от этого бренда разнообразны как по внешнему виду, так и по ценовой категории, поэтому приобрести их сможет каждый желающий.
  5. Российский императорский фарфоровый завод (ИФЗ). Построен в 1744 году императрицей Елизаветой дочерью Петра Великого. Это было первое отечественное производство. Изначально на фабрике делали мелкие вещицы, в основном для самой императрицы. Позже был построен большой горн и завод стал производить более крупные изделия. В конце 18 века российский ИФЗ стал одним из ведущих производств в Европе. Сейчас предприятие является единственным в России, которое выпускает костяную фарфоровую массу и предметы из нее.

Костяной фарфор Royal Doulton

Это далеко не все известные компании по созданию оригинальных фарфоровых вещей с уникальными художественными особенностями. В их число также входят японские, европейские и венгерские бренды. Они делают посуду для повседневного использования, для ресторанов и гостинец, а также коллекционные и сувенирные изделия. Особенность некоторых предметов в том, что они адоптированы под современные условия жизни, поэтому посуду из костяного фарфора можно мыть в посудомоечной машине и подвергать термическому воздействию.

Состав

Прежде чем заказать китайский костяной фарфор, обратите внимание на состав. Базовая формула для изготовления материала такого типа предусматривает по 25% каолина (особой белой глины) и полевого шпата с примесью кварца, 50% пережженных костей животных

Первый обжиг производится при температуре 1200-1300 °C, а второй – 1050-1100 °C. В состав костяной золы при этом входит около 85% фосфорнокислого кальция.

Кости, которые применяются в составе фарфоровой массы, обязательно подвергаются специальной обработке, в результате которой они начинают выгорать – это нужно, чтобы удалить из них клей и разогреть до температуры в 1000 °C. Органические вещества при этом сгорают, а структура костей меняется до необходимого состояния. Из получившейся массы с использованием форм из гипса получаются предметы, на поверхность которых после обжига наносят разнообразные рисунки.

При необходимости продукция покрывается слоем глазури и снова отправляется в печь. Цветки и художественные узоры и линии наносятся на изделие с помощью деколи – тонкой пленки. Еще применяют нанесение росписи. В целом толщина готовых тарелок, чашек и прочей кухонной утвари получается меньше по сравнению с обычной фарфоровой основой. Современные технологии предусматривают замену биологического фосфата кальция минеральным. Качество посуды при этом не меняется.

Чем отличается керамика от фарфора и фаянса

Ответить на вопрос об отличии фаянса от фарфора или керамики нам поможет короткий экскурс в историю появления этих материалов и их изготовления.

Немного истории

Если говорить простым языком, то керамика — это обожженная глина. Первые керамические предметы научились делать еще в глубокой древности, задолго до наступления нашей эры. Так, первые изделия из обожженной глины относят к 29-25 тысячелетиям до нашей эры. С развитием этого направления в глину стали добавлять разнообразные неорганические вещества и минеральные добавки. Но лишь в начале нашей эры изобрели более совершенные материалы — фаянс и фарфор. Они являются разновидностью керамики и отличаются друг от друга составом, условиями производства и характеристиками.

Производство фарфора, фаянса и керамики

Керамические изделия получают путем просеивания и смешивания глины с минеральными добавками и неорганическими соединениями, после чего обжигают при очень высоких температурах (до 1500 градусов Цельсия). В зависимости от количества добавок и температуры обжига различают тонкую и грубую керамики. У тонкой керамики черепок мелкозернистый или стекловидный, а у грубой — крупнозернистый. К числу первой относят фарфор, майолику, фаянс и другие виды, причем самыми популярными и дорогими из них считаются фаянс и фарфор. Грубая керамика — материалы, получаемые в процессе гончарного производства.

Фаянс и фарфор имеют схожее производство. Их изготавливают из одинаковых материалов, но взятых в разных пропорциях и обожженных в неодинаковых условиях. На первом этапе готовят и обрабатывают сырье, просеивают и фильтруют его. После этого масса выдерживается в прохладном помещении и повторно обрабатывается. На последующих этапах изделия формируют, сушат, обжигают в особых печах и украшают при помощи специальных красок и рельефного декора.

Фаянс — это материал, в составе которого примесей больше, чем глины, а температура обжига составляет 1000–1300 градусов. Он применяется чаще всего для бытовых целей (например, у каждого в доме есть фаянсовая посуда). Фарфор содержит большее процентное соотношение глины и обжигается 2 раза — до нанесения глазури и после. При этом второй раз обжиг происходит при температуре около 1500 градусов. Используется он помимо бытовых в декоративных и научно-исследовательских целях (например, в лабораториях).

Как отличить фарфор от фаянса и керамики. 5 основных признаков

Отличить фарфор или фаянс от керамики труда не составит. Фарфоровая и фаянсовая посуда выглядит тонко, изящно и красиво, а керамика кажется более грубой и менее искусной. Куда труднее отличить фарфор от фаянса. Назовем основные отличия:

  • фарфор, даже покрытый глазурью, просвечивает в солнечных лучах, в то время как фаянс плотен и свет не пропускает;
  • на нижней части фарфоровой статуэтки или чашки обязательно есть шероховатости вследствие того, что донышко не покрывают глазурью, тогда как поверхность фаянса полностью гладкая и не имеет неровностей;
  • если слегка ударить по изделию из фарфора, оно издает длинный высокий звук наподобие хрустального звона, фаянс же издает резкий треск, похожий на звук разбитого стекла или глухой звук;
  • фаянс имеет низкие теплопроводные свойства, поэтому ручка фаянсовой чашки с горячим чаем всегда будет оставаться холодной, в то время как фарфоровая емкость нагреется;
  • несмотря на то, что фарфор не имеет пор, он намного легче фаянса.

Как и что делают из фарфора

В России известность тонкий костяной фарфор приобрел из-за недостатка сырья – белой глины (каолина). Она  широко использовалась в военной промышленности, для изготовления бумаги, в парфюмерии. Зато в костях недостатка не было. Постепенно, методом проб и ошибок, подобрали нужные ткани – берцовую кость скота, из нее делали пуговицы, а остатки шли на фарфоровую фабрику.

Объемная посуда производится методом литья. Гипсовые формы наполняют жидкой массой – шликером. Гипс имеет пористую структуру, хорошо впитывает влагу из состава, и на стенках образуется тонкий фарфоровый слепок. Лишнюю смесь сливают, а подсохший слепок аккуратно извлекают. Так получаются чайные чашки, вазы, другая посуда. Детали – ручки для сахарниц, заварочных чайников отливаются отдельно, а потом, той же массой приклеиваются к изделию.

Плоская посуда – блюда, тарелки, блюдца, делают способом штамповки. Используют очень плотную кашицу, как тугое тесто. Ее скатывают в жгуты, после чего отрезают нужный по размеру кусочек. Затем укладывают на специальную гипсовую форму, вращающимся роликом создают будущее изделие, автоматически обрезая лишнее. После сушки предмета, «оправщицы» вручную шлифуют края и придают поверхности совершенную гладкость. Проверенные временем — губка с кисточкой и шлифовальная шкурка доводят посуду до идеала.

Основные отличия от обычного фарфора

Для того что бы отличить костяной от обычного фарфора, нужно быть хотя бы маленьким экспертом. Ведь твердый фарфоровый материал хороших производителей тоже может « светиться» и быть «теплого» цвета (Haviland). Поэтому основные отличия костяного фарфора, это имя производителя и состав самого материала на этикетке. Его визуальные характеристики:

  • белый с «теплым» оттенком;
  • достаточно легкий;
  • мелодичный при постукивании деревянной палочкой;
  • имеет тонкие стенки и пропускает свет (зависит от дизайна);
  • имеет плотные стенки и НЕ пропускает свет (зависит от дизайна);
  • особо прочный.

На что обратить внимание при выборе фарфора

Настоящий фарфор – это изысканное удовольствие, очень недешевое. Это праздник, который радует долгие годы, к его выбору надо подходить ответственно, продумывая этот шаг до мелочей.

Форма изделия. Ориентироваться на свой вкус или на вкус того, кому предназначается подарок. Что предпочтительней – классическая форма или современная, та, что популярна сейчас. Будет ли чайная пара радовать долгие годы, превращая накрытый стол в торжественное событие, или будет пылиться в шкафу, перейдя в разряд – «выбросить жалко».

Стиль. Обидно, когда выбранная посуда радует глаза, но совершенно «не смотрится» дома, ни с чем не гармонирует. Все же легче выбрать подходящие тарелки или кофейный сервиз, чем переделывать дизайн кухни.

Цвет. Белый универсален. Элегантная классика всегда на высоте. Небольшой узор. Радует взгляд, сочетается с другой посудой и любым дизайном помещения. Чтобы оживить обстановку, можно приобрести вазы для букетов разных цветовых гамм. Слишком яркие, вычурные изделия, будут затмевать саму еду. Но если нравится – почему бы и нет? В жизни не слишком много радостей, а любимая чашка с утренним кофе, даже если она жутко неудобной формы, но улучшает настроение, ценится намного выше, чем все элитные китайские сервизы на свете.

Сервиз целиком или отдельные предметы. Подумать о соответствии набора потребностям семьи. Будет ли использоваться таких размеров кружка, ваза или салатница, и какого диаметра должны быть столовые тарелки. Иногда разумнее подбирать посуду постепенно, формируя свою, частную коллекцию.

Нужно обязательно прочесть сертификат качества, выяснить, может ли предмет использоваться в микроволновой печи, предназначено мытье  в посудомоечной машине или только вручную.

Отличия от обычного фарфора

Чтобы выбрать белый костяной фарфор, надо знать его разницу, в сравнении с твердым и другими видами.

  • Цвет — не холодный, как снег, а теплый, молочный оттенок;
  • Прозрачность – тонкий материал просвечивает даже не на свету, а в руках.
  • Орнамент – только ручная работа, можно заметить мазки кисточки;
  • Изготовитель– на донышке может стоять маркировка ИФЗ (императорский фарфоровый завод), Bone CHINE, Wedgwood, Royal Doulton. Если другие обозначения, то лучше сначала узнать побольше о производителе, затем совершать покупку.
  • Внешний вид – убедиться в совершенстве формы, особой гладкости, легкости, отсутствии пузырьков, неровностей и сколов.

Как отличить костяной фарфор от подделки

Такие чайные пары толщиной всего 2-2,5 мм. Поэтому через стенки отчетливо видны силуэты пальцев, которыми ее держат. Посуда из любого другого фарфора, будет отличаться, она просвечивает на свет, но не в руках.

Если слегка ударить деревянной палочкой по краю тарелки, то костяной фарфор издаст характерный металлический вибрирующий звон, который никогда не перепутаешь с другими  сортами.

Внимательно осмотреть внешний вид, он будет идеален. Никакого постороннего налета, мельчайших неровностей, любых  вкраплений в самом изделии. Лучше всего, при покупке фарфора довериться проверенным производителям или пригласить опытного оценщика.

Bone chine или fine bone china — что означает

Слово «china», в переводе с английского – означает «фарфор». Именно от этого слова, произошло название целой страны. То есть Китай, переводится  с английского, как страна  фарфора, единственного вещества в мире, чей секрет до сих пор не разгадан. «bone» — с английского «костяной». Здесь указывались основные  свойства настоящего фарфора. Он был белым, как кость, твердым, тонким, прочным и прозрачным. Настоящему элитному фарфору, присвоен международный статус «Вone china» — костяной фарфор.

«Fine» — в переводе с английского – тонкий. Тонкий костяной фарфор. Эти знаки на посуде говорят, что процент костной золы составляет не менее 35%.

Fine bone China

Хранение изделий

Лучше посуду держать в закрытых шкафчиках, желательно со стеклянными дверками. Так можно уберечь от налета пыли, исключить падение и любоваться знаменитым совершенством линий и форм. Ставить подальше от огня и нагревательных приборов, чтобы исключить деформацию. Стараться хранить  предметы отдельно, без соприкосновения, чтобы избежать случайных сколов. Не ставить посуду одну в другую.

Особенности ухода

Очищать от пыли мягкой тряпкой. Мыть теплой водой без химических средств. Не применять жестких губок и мочалок. Перед подачей в посуде горячей еды или напитков – хорошо согреть, чтобы избежать резких перепадов температуры. Не наливать в еще горячие чашки, холодные напитки или мороженое.

Как отличить от керамики и фаянса

Керамика — это общее понятие, фарфор — более узкое. Фарфоровую посуду можно назвать керамической, и это не будет ошибкой, а вот отличать её от фаянсовой нужно уметь.Если поставить рядом чайно-кофейные предметы из фарфора и фаянса, можно заметить, что фаянс толще, на просвет абсолютно непрозрачный. Фарфор выглядит изящнее, он тоньше, а на просвет заметна прозрачность.Звучание — второй признак: у фаянса оно недолгое, глухое, а у фарфора — музыкальное, более длинное, похожее на то, как звучит хрусталь. Чтобы проверить, нужно слегка постучать по поверхности ложкой или другим нетяжелым, но твёрдым предметом.Признаки старения присущи только фаянсу. Со временем на поверхности появляются мелкие трещинки, похожие на паутину. Это трескается глазурь, которой покрывают предметы, чтобы они приобрели дополнительную прочность. Фарфоровые предметы не нуждаются в таком покрытии, они и без того очень крепкие, поэтому внешний вид не меняется.Другой способ отличить фарфоровое блюдце или чашку от фаянсовых — перевернуть и посмотреть на донышко. У предмета, сделанного из фаянса, есть ободок, образованный глазурью. Если его нет, посуда фарфоровая.

Керамическая

Керамика — это своего рода общий термин для любого блюда, сделанного из глины, приданной формы, а затем закаленного при нагревании. Иногда глину смешивают с другими материалами и водой.

Эта посуда раскалывается, но твердая, прочная, долговечная и устойчивая к коррозии. Если, конечно, вы не уроните один на пол.

Чистая, традиционная керамическая посуда безопасна для использования в духовке и микроволновой печи, поскольку она может выдерживать высокие температуры.

Это означает, что керамика используется не только для изготовления кружек, тарелок и мисок, но и керамической посуды, такой как сковороды, или в качестве натурального и нетоксичного антипригарного покрытия.

Эти блюда обычно покрыты глазурью, которая придает блюду цвет.

Виды керамики

Материалы и температура, которые используются для закалки посуды, — это то, что отличает типы керамики.

Таким образом, многие люди используют термин «керамика» для обозначения всего, от фаянса, терракоты, керамических изделий, фарфора до фарфора, тонкого фарфора и костяного фарфора.

Основные три типа керамики:

Керамогранит — как и фарфор, это очень прочная форма керамики. Эта твердая, прочная и непористая керамика изготавливается при высоких температурах (2000–2400°F) до тех пор, пока не станет стекловидной (подобной стеклу). В то время как фарфор белый, керамогранит может быть изготовлен из глины разных цветов, но он более непрозрачен, чем фарфор. Вы можете использовать глиняную посуду для выпечки, приготовления пищи, хранения или сервировки. Вот отличный пример керамического гранита на Amazon. Я очень люблю эти миски.

Фаянс — этот тип керамики изготавливается при более низких температурах (1200 ° F или ниже), поэтому он более хрупкий, чем другие виды керамики. Он немного пористый, поэтому его обычно обжигают один раз, затем глазуруют и снова обжигают во второй раз. Глиняная посуда толстая, тяжелая и может легко расколоться, но она дешевле, чем другие.

Фарфор – производится при высоких температурах, свыше 2300°F, а иногда даже 2600°F. Поэтому он очень твердый, белого цвета и полупрозрачный. Но при современных технологиях разница между керамогранитом и керамогранитом невелика. Они оба обжигаются при очень высоких температурах, а главное отличие заключается в цвете.

Таким образом, несмотря на то, что фарфор является разновидностью керамики, между классической керамикой и фарфором все же существуют различия.

Если говорить о классической керамике, общие свойства следующие:

  • Термостойкий (высокая температура плавления)
  • Durable (долговечное блюдо)
  • Жесткий и сильный
  • Не реагирует на другие химические вещества
  • Могут быть хрупкими, если они подвергаются физическому или тепловому удару

Теперь, когда мы определили, что такое керамика на самом деле и какие другие материалы подпадают под ее определение, давайте обсудим, как она производится.

Как изготавливается керамика

Как мы упоминали ранее, керамика изготавливается из глины в качестве основы. Как только глину извлекают из земли, ее смешивают с водой и другими материалами, пока она не станет гибкой и мягкой. Как только он легко формуется, ему можно придать различные формы.

После формования его обжигают при высокой температуре (температура зависит от типа керамики, которую вы изготавливаете) в печи, которая называется печью для обжига. Все керамики объединяет обжиг (даже происхождение слова «керамика» означает «обжигать»).

Мягкий фарфор

Для повышения пластичности массы каолин заменяют большим содержанием полевого шпата, получая мягкий фарфор. Изделия из такого сырья проходят обжиг при температурах ниже 1350°С. Для них характерны: гладкая или рельефная поверхность; ровный или фигурный край; многообразие способов декорирования, как под глазурь, так и над глазурью (с использованием керамических красок, деколи, красок с драгоценными металлами). Такой материал делиться на несколько видов:

Полевошпатный фарфор

В своем составе имеет, помимо пластичной белой глины и кварца, большое количество полевого шпата. При изготовлении посуда проходит низкий температурный обжиг, что позволяет использовать разные способы декорирования. Краска наносится как под глазурь, так и над глазурью. Материал обладает большой плотностью, от чего изделия совершенно не пропускают свет.

Высокополевошпатный фарфор

Очень напоминает твердый фарфор, отличается меньшим содержанием глины, но большим количеством кварца и полевого шпата. Обжиг происходит на более низких температурах. В связи с этим тоже имеет больше возможностей для декорирования. При хорошей способности пропускать свет, обладает большей прочностью и термостойкостью. Часто используется в столовых и относится к категории — элитный.

Фриттовый фарфор

Материал считается одним из многочисленных видов керамики. Имеет в своем составе компонент – фритту, который уменьшает температуру плавления. Это позволяет делать обжиги на низких температурных режимах, соответственно декорировать изделия любыми способами. Фриттовый фарфор отличается прозрачностью и легкостью, но при производстве бывает много деформированных изделий (более 30%), что так же отражается на его цене.

Костяной фарфор

В своем составе имеет большое процентное соотношение костяной золы, полученной из костей крупных, рогатых животных. Отличается повышенной белизной (молочных и «теплых» тонов), прекрасно просвечивается. Технология обжига позволяет поверхность разнообразно и красочно декорировать. Правда при изготовлении формы изделий часто деформируются от высоких температур, что не может не сказаться на цене.

Считается, что некоторые виды костяного фарфора не слишком устойчивы к кислотам и щелочам, поэтому больше применяются в чайных и кофейных сервизах, нежели в столовых. Кстати, английский фарфор часто бывает костяным, являясь при этом мягким. Иногда материал используется, как «бисквитный» (без глазури) в изготовлении скульптур и больших ваз.

И если вернуться к классификации фарфора в категориях: восточный и европейский, то в последнем (европейском) каолина присутствует всегда больше, и обжиг в печи он проходит при высоких температурах. Это позволяет иметь более прозрачный материал, но ограничения по декорированию.

Восточные же производители наносят специальные краски под глазурь. Это позволяет применять более богатую палитру красок, так как используется невысокая температура обжига.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейный уют
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: