Основные сложности
Производители сегодня используют практически в любых электрических устройствах накопители одного типа – это элементы типоразмера 18650. Разница между электромобилем и ноутбуком здесь будет только в количестве элементов. Упомянутые батареи далеки от совершенства и требуют соблюдения определенных требований при эксплуатации. Их стоимость и уязвимость перед безграмотным хранением являются основными причинами, зарождающими сомнения в приобретении экотранспорта. Среди основных проблем хранения выделяются:
- хранение литий ионных аккумуляторов на морозе приводит к полной разрядке и уменьшению ресурса,
- требуют постоянного контроля над остаточным уровнем заряда,
- длительное хранение литий ионных аккумуляторов несет массу неудобств и не гарантирует сохранения ресурса.
Чтобы ответить на вопрос «Как хранить литиево-ионные батареи?», нужно понимать, больше всего они боятся длительного хранения при глубоком разряде. Именно это способно окончательно прикончить батарею. Можно сказать, что если после эксплуатации устройства забыли поставить пустой аккумулятор на зарядку и вспомнили о нем через месяц-другой, то будьте готовы покупать новый накопитель.
Вся сложность эксплуатации устройств на таких батареях, вызвана отсутствием защиты от полного разряда (или недостаточно эффективной работой этой защиты). Ниже разберемся, как сохранить литий ионный аккумулятор 18650, который используется в электрическом транспорте. Но, в любом случае, совет и правило №1: если уровень заряда упал ниже 30-40% после работы устройства, немедленно ставьте АКБ заряжать.
Подготовка аккумулятора к хранению
Конечно, новые АКБ это хорошо, но у нас то на машине подержанный, как его то хранить? Для начала банально нужно его подготовить. Есть три очень важных шага:
Очистка аккумулятора перед хранением
Это очень важно! ЗАПОМНИТЕ! Поверхность батарей как обычно грязная, то есть у нее сверху есть окисления, пыль, грязь, влага, остатки охлаждающей жидкости (ТОСОЛ или Антифриз), да бывает даже масло. Все это может формировать микромостики, между клеммами, особенно если это жидкости
Микротоки могут разряжать батарею медленно, но верно, что приведет в конечном итоге (если не будете следить) к глубокому разряду.
Проверка плотности и уровня электролита. Это касается обслуживаемых аккумуляторов, нормальная плотность должна быть 1,28 г/см3. Уровень электрохимической жидкости в банках должен закрывать пластины! Если у вас необслуживаемый вариант, то нужно следить за индикацией зеленого глазка.
Зарядка. Обязательно нужно проверить напряжение, запомните — оно должно быть не менее 12,4, а в идеале 12,7Вольта. Если оно 12В, а может быть и меньше скажем 11,7, то срочно перед хранением нужно зарядить батарею.
Также я вам рекомендую покрыть клеммы снятого аккумулятора специальным техническим вазелином или аналогами, это уменьшит их окисляемость с окружающим воздухом.
Особенности эксплуатации и хранения АКБ в зимнее время
Многие автовладельцы практикую ежедневное снятие батареи и хранение ее в домашних условиях. Эта процедура чрезвычайно хлопотная, к тому же резкие перепады температуры (на улице и дома) также не идут на пользу характеристикам изделия. Эта процедура оправдана для старых АКБ, которые будут меняться в ближайшее время. Если же машина постоянно «на ходу», необходимости каждый раз снимать батарею нет.
В период сильных морозов батарею все же лучше снимать, даже если машина используется постоянно. Также при использовании машины зимой, плотность электролита в обслуживаемых батареях должна быть выше обычной.
Способ хранения аккумуляторных батарей в зимнее время.
Зима-это проблематичное время года для механизмов.
Холодный ветер, сырость и снег, влияют самым отрицательным образом на техническое состояние устройств. В первую очередь сырость оказывает негативное влияние на состояние АКБ.
Для того, чтобы состояние аккумулятора зимой было рабочим, Вам помогут следующие правила:
- Очистите корпус аккумулятора и вентиляционные отверстия от загрязнений, которые скопились за лето;
- Удалите окись с клемм, обработайте эти клеммы литолом;
- Повышайте уровень заряда АКБ до той нормы, которая была указана производителем.
В случае, если Вы не смогли справиться с этим, обратитесь к специалистам.
Зимой, аккумуляторные батареи выходят из строя потому, что нагрузка на то, или иное устройство значительно увеличивается.
Для систематической работы аккумулятора зимой необходимо применять теплоизоляционные материалы, для защиты от холода.
Так же необходимо иногда подзаряжать батарею, чтобы повысить её работоспособность.
Утилизация аккумуляторов автомобильных казенным учреждением
Известно, что автомобиль, который находится в пользовании определенного предприятия, в обязательном порядке должен состоять на его балансе, на котором находится не только единица транспорта, но и некоторые его запасные части. Если какая-либо из них по тем или иным причинам приходит в негодность, ее необходимо снять с баланса и заменить на новую. О том, как списать аккумулятор транспортного средства, и пойдет речь в этой статье.
Такая деталь автомобиля, как аккумуляторы, служит для запуска двигателя посредством стартера. Как и все элементы техники, они имеют свой срок службы. По его окончании АКБ становится небезопасным для последующей эксплуатации и требует замены его новым.
Если речь идет о работе транспортных средств на предприятии, то списание каждой его детали проходит под контролем бухгалтера и специальной комиссии, которая этот процесс он несет материальную ответственность. Списание шин и аккумуляторов строго регламентировано. Поэтому к аннулированию автомобильного АКБ необходимо подходить с соблюдением всех правил и норм, установленных законодательной базой РФ.
Причины списания АКБ и срок эксплуатации
Если обратиться к законодательству, то согласно статье 19 Федерального закона №169-ФЗ указано, что эксплуатация любых транспортных средств, в которых выявлены неисправности и дефекты, несовместимые с безопасным использованием, строго запрещена.
Причины неисправности АКБ для списания прописаны в Приказе СД при ВС РФ № 104. Он ссылается на установленные законодательством РФ Нормы сроков службы стартерных аккумуляторных батарей (РД -3112199-1089-02). Там же указаны стандартные сроки эксплуатации АКБ для транспортных средств.
Типовые нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков
№ п/п | Автотранспортные средства и автопогрузчики | Срок службы аккумуляторных батарей, лет | Минимальная наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика, при выполнении перевозок, не менее: | |||
городских | пригородных | междугородных | сельскохозяйственных | |||
1 | Грузовые автомобили | 2,5 | 87000км | 150000км | 250000км | 225000км |
2 | Специальные автомобили на шасси грузовых авто | 3,0 | 3000 моточасов | — | — | — |
3 | Автомобили легкового класса для индивидуального пользования | 4,0 | 60000км | — | — | — |
4 | Легковые авто, служебные и применяемые для коммерческих целей, малотоннажные грузовые авто на базе легковых | 2,5 | 112000км | — | — | — |
5 | Легковые автомобили-такси | 1,75 | 70000км | — | — | |
6 | Специальные авто на шасси легковых автомобилей | 2,75 | 3000 моточасов | — | — | — |
7 | Автобусы | 2,0 | 130000км | 160000км | 220000км | — |
8 | Подъемно-транспортные машины, в т. ч. автопогрузчики | 3,0 | 3000 моточасов | — | — | — |
Примечательно, что у каждой отдельной организации зачастую не существует четких и строжайших пошаговых рекомендаций по отношению к срокам эксплуатации и службы АКБ.
Это довольно условная инструкция, поэтому списание аккумуляторных батарей производится согласно политике, разработанной организацией.
Ввиду этого, нормативный срок эксплуатации АКБ является индивидуальным в зависимости от специфики и технических характеристик транспортного средства.
Среди наиболее распространенных причин неисправности аккумулятора автомобиля:
- Деформация пластин с их последующим разрушением;
- Факт короткого замыкания;
- Процесс сульфитации;
- Грязный электролит;
- Факт интенсивного саморазряда;
- Переполюсовка батарей АКБ.
Далее будут приведены оптимально развернутые формулировки и описаны основные причины возможных поломок представленной детали, о которых полезно знать каждому автомобилисту.
Неисправности АКБ для списания на предприятиях, основные дефекты
Списание шин и аккумуляторов должно производиться исключительно компетентным лицом, имеющим соответствующие права на проведение данного мероприятия.
Чтобы правильно и грамотно проводить данную процедуру, бухгалтеру необходимо опираться на установленные принципы, прописанные в бюджетном учете.
Нормы эксплуатации аккумуляторов
В целях учета аккумуляторов для транспортных средств необходимо ознакомиться с нормами их эксплуатации, которые закреплены на законодательном уровне в “Нормах сроков службы стартерных аккумуляторных батарей” Минтранса РФ № РД-3112199-1089-02. В соответствии с ними предприятие имеет возможность определения норматива на использование таких батарей и момента их списания с бухгалтерского учета.
При этом использование таких нормативов должно быть закреплено в локальных нормативных документах организации, в том числе и в учетной политике. Именно согласно этому документу производится бухгалтерский учет МПЗ, а потому о правилах их использования и списания должно быть прописано в обязательном порядке.
В соответствии с указанными характеристиками рассчитывается срок эксплуатации аккумуляторов, по истечении которого они должны списаться с учета и утилизироваться по правилам и нормам охраны природной среды.
Средние показатели норм эксплуатации аккумуляторных батарей
Для того чтобы определить и подтвердить факт физического износа аккумулятора, необходимо организовать грамотный учет наработки, к примеру, в виде таблицы или графика, в соответствии с которыми будут рассчитываться нормы эксплуатации аккумуляторов. Кроме того, необходимо учитывать и работы, проведенные в связи с техническим обслуживанием аккумуляторных батарей, а также выявить результаты зарядки после проведения указанной процедуры.
В настоящий момент имеются средние показатели норм эксплуатации аккумуляторных батарей, которые зависят от интенсивности использования:
Интенсивность эксплуатации | Срок использования |
от 40 тыс. км. в год | 3 года |
до 40 тыс. км. в год | 4 года |
Популярные вопросы
Можно ли хранить аккумулятор от машины дома?
Для помещений, в которых хранятся АКБ, существуют специальные нормы. Правила безопасности регламентируют требования к вентиляции, температуре, влажности и т.п. В домашних условиях соблюсти эти требования получится далеко не всегда.
К тому же, при хранении батарей с жидким электролитом через неплотности в корпусе (актуально для обслуживаемых типов батарей) или трещины (и незаметные глазом микротрещины), возникающие при повреждении оболочки. Пары серной кислоты вредно действуют на здоровье людей и животных, а также разъедают металлические предметы обстановки и вызывают их коррозию. К батареям в герметичном исполнении (особенно, к гелевым) это относится в меньшей степени, но в мире нет ничего идеального. Кроме того, существует риск непроизвольного повреждения корпуса при хранении – например, если уронить на аккумулятор тяжелый предмет. Это приведет к разливу раствора серной кислоты. Поэтому хранение кислотно-свинцовых АКБ дома крайне нежелательно.
Сколько можно хранить АКБ без подзаряда?
Время хранения кислотно-свинцовой АКБ без подзаряда можно рассчитать. Исходные данные:
- остаточный уровень заряда;
- скорость саморазряда.
Главный критерий – чтобы батарея во время хранения не ушла в глубокий разряд за счет саморазряда. Остаточный уровень заряда в начале периода хранения можно оценить по напряжению разомкнутой цепи (без нагрузки) на выводах аккумулятора. Для 12-вольтовой АКБ данные можно взять из таблицы:
Напряжение на клеммах, В | 12,6 и выше | 12,5 | 12,42 | 12,32 | 12,2 | 12,06 | 11,9 | 11,75 | 11,58 | 11,51 | 10,5 |
Остаточный уровень энергии, % | 100 | 90 | 80 | 70 | 60 | 50 | 40 | 30 | 20 | 10 |
Скорость потери заряда оценивается:
- обычные свинцово-кислотные батареи – до 15% в месяц при +20 градусах, до 7-8% при +5 градусах;
- батареи AGM – 3% в месяц при температуре +20 градусов, 0,5% при температуре +5 градусов;
- гелевые аккумуляторы – 2% в месяц при +20 градусов, 0,2 при температуре +5 градусов.
Следовательно, полностью заряженный свинцово-кислотный аккумулятор в обычном исполнении разрядится в ноль при +20 градусах примерно за полгода. Дальнейшее хранение приведет к уходу в режим глубокого разряда и порче батареи. При +5 градусах для этого понадобится около года.
По тому же методу можно посчитать сроки хранения для гелевых и AGM аккумуляторов (не надо путать эти типы по своей сути различных батарей!).
Чтобы точнее вычислить скорость саморазряда, можно контролировать уровень на клеммах батареи хотя бы один раз в месяц (заодно можно проконтролировать количество и плотность электролита). Это поможет вычислить реальную склонность аккумулятора к саморазряду в имеющихся условиях.
Разрядная кривая свинцово-кислотной АКБ – к концу цикла скорость падения напряжения увеличивается
Если батарея достаточно разрядилась, ее можно в профилактических целях зарядить до 100%, и срок хранения при этом обнулится. Но не стоит применять устройства компенсации саморазряда. Они подзаряжают батарею сверхмалым током, при этом на пластинах образуется труднорастворимый налет альфа-сульфата, избавиться от которого будет сложно. От этого АКБ теряет емкость.
Как хранить новый аккумулятор?
Хранение нового аккумулятора не отличается от хранения бывшего в употреблении. Но перед началом хранения лучше провести полное обслуживание батареи:
- проверить плотность и уровень электролита;
- при необходимости довести параметры жидкого реагента до нормы;
- при необходимости дозарядить батарею до 100%.
Также важно осмотреть корпус АКБ на предмет повреждений, но лучше сделать это во время покупки
Рекомендации экспертов и опытных водителей
Можно воспользоваться множеством полезных советов экспертов и опытных автовладельцев, которые позволяют существенно увеличить работу автомобильного аккумулятора.
Приведем наиболее популярные рекомендации, которые используются на практике многими водителями:
- не допускать использование батареи в разряженном состоянии, ни в каких ситуациях,
- выжимать полностью сцепление, чтобы пуск двигателя был легким,
- когда двигатель не запустился с первого раза, последующий запуск выполнять через 1 минуту,
- при проведении чистки батареи проверить вентиляционные отверстия на наличие грязи,
- перед тем, как поставить машину на стоянку, следует отключить все энергопотребители,
- периодически заряжать батарею специальными устройствами,
- проверять бортовую сеть с периодическим замером напряжения на выводах аккумулятора с работающим двигателем,
- отрегулировать работу двигателя и зажигание,
- контролировать плотность и уровень электролита, при необходимости корректировать состояние.
В случае, когда автомобиль долгое время простаивает, желательно отсоединять клеммы. Но лучшим вариантом будет его снять, выполнить зарядку и отдельно хранить в удобном месте.
Следует отметить, что при неправильной эксплуатации самый лучший, качественный аккумулятор, независимо от указанного срока его службы, может прийти в негодность за несколько месяцев эксплуатации. Для долгой, продуктивной работы желательно учесть факторы, влияющие на быстрый износ, рекомендации специалистов
Немаловажное значение имеет и грамотный выбор изделия при покупке
Идеальный аккумулятор для автомобиля подбирается не по признаку дорогого, мощного и надежного агрегата, а наиболее подходящий под ваш автомобиль. Грамотный выбор АКБ предполагает учитывание таких показателей, как диаметр и полярность клемм, габариты. В техническом паспорте транспортного средства указаны все параметры, нагрузки стартера при пуске двигателя. Разумным выбором станет приобретение устройства, соответствующего показателям и рекомендациям производителя транспортного средства. Не лишними будут рекомендации специалистов сервисов технического обслуживания и компаний, реализующих продукцию этого вида.
Эксплуатация нового автомобильного аккумулятора
Чтобы не пришлось через год снова идти в автомагазин, нужно знать, как подготовить аккумулятор к работе и эксплуатировать его в дальнейшем. Для тех, кто имеет смутное представление о том, что делать с новой АКБ, мы подготовили две инструкции.
В первую очередь нужно правильно выбрать АКБ – он должен соответствовать указанным производителем автомобиля параметрам. В противном случае наши рекомендации будут бесполезны.
Правильная зарядка аккумуляторной батареи.
Подготовка АКБ к работе заключается в следующих действиях:
- Снимите упаковку, протрите корпус чистой ветошью.
- Если АКБ обслуживаемая – выньте пробки и замерьте плотность электролита (должна быть 1,27-1,28 кг/см3).
- Зарядите аккумулятор.
- Зачистьте контакты наждачной бумагой, протрите чистой тряпкой.
- Аккуратно, не допуская искры, подсоедините клеммы.
Если у вас старенький автомобиль, не имеющий бортовых электронных устройств (магнитолы, сигнализации, компьютера и т.д.) – с помощью приборов проверьте возможную утечку тока. В норме значение не должно превышать 15 мА.
На современных автомобилях утечку тока можно не проверять – даже выключенная магнитола может потреблять электричество и достоверных показателей вы снять не сможете.
Правила эксплуатации аккумулятора
Соблюдайте наши рекомендации, чтобы продлить срок службы аккумулятора и не допустить перебоев в работе бортовых электронных устройств.
- Сразу после первой поездки с новой АКБ проверьте напряжение на холостом ходу и при выключенных потребителях энергии (норма не менее 13,5 В).
- Периодически осматривайте корпус на предмет механических повреждений, которые могут возникнуть вследствие неправильной эксплуатации или влияния сильных морозов.
- Раз в месяц удаляйте с поверхности корпуса скопившуюся грязь.
- Будьте осторожными во время «прикуривания» другого авто. Есть риск перегорания электропроводки при включенном зажигании.
- Регулярно проверяйте электрооборудование автомобиля: даже незначительная неполадка генератора или реле, может негативно сказаться на работоспособности батареи.
- Не допускайте критического разряда батареи (менее 30 % емкости) – при неработающем ДВС не включайте надолго фары или магнитолу.
- Проверяйте качество крепления АКБ, чтобы избежать механических повреждений корпуса.
Если вы не уверены в своих умениях – раз в полгода обращайтесь к специалистам для осмотра аккумулятора и возможных технических работ. Лучше поручить дело тому, кто знает, чем пытаться справиться с проблемой самостоятельно и испортить батарею.
Как видите, эксплуатация нового аккумулятора не имеет особых сложностей. Главное – заглядывайте периодически под капот и проверяйте состояние АКБ.
Правила зарядки новой АКБ
Если вы стали обладателем классического свинцового аккумулятора, то при установке или подзарядке соблюдайте меры предосторожности. Помните, что внутри батареи находится кислота, которая может нести угрозу не только здоровью, но и жизни
Кислотные ожоги очень болезненные и оставляют шрамы на всю жизнь, поэтому, при обслуживании нового аккумулятора рекомендуется работать в специальных перчатках, которые исключают попадание опасного вещества на кожу.
Этот совет особенно актуален для тех умельцев, которые проводят обслуживание или ремонт АКБ в домашних условиях.
Не забывайте, что при зарядке в батарее происходят химические реакции, в результате которых выделяется взрывоопасный гремучий газ (смесь кислорода с водородом). Ставьте батарею подальше от источников открытого огня, не трогайте клеммы, чтобы избежать появления искры.
Допустимо ли хранить АКБ на морозе
В вопросе, где лучше хранить автомобильный аккумулятор зимой, до сих пор среди определённой части автомобилистов нет ясности. Известно, что сильно охлаждённый электролит не проявляет электрохимической активности, поэтому и завести мотор в морозы намного сложнее. Но с точки зрения уменьшения саморазряда низкие температуры – это благо. Главное, по максимуму зарядить батарею перед постановкой на хранение.
Но слишком низкие температуры вредны для батареи – они вызывают замерзание воды, из-за чего токопроводимость электролита резко снижается, а процесс сульфатации пластин ускоряется. Чтобы избавить аккумулятор от таких проблем, его утепляют. Самым простым и эффективным средством для этих целей можно назвать термочехол – такие аксессуары продаются в автомагазинах. В качестве дополнительной меры используют утепление моторного отсека со стороны радиаторной решётки. Не следует забывать, что зимнее хранение автоаккумулятора требует более частого контроля его состояния.
Мы уже рассказывали выше, при какой температуре допустимо хранить аккумулятор автомобиля, но напомним эти цифры для лучшего запоминания: от -10ºС до +10ºС.
Особенности устройства аккумулятора, влияющие на его хранение
Чтобы для вас была понятна информация о том, как хранить АКБ, скажем пару слов об устройстве автомобильного аккумулятора. Практически во всех легковых автомобилях установлены кислотные аккумуляторы с номинальным напряжением 12 вольт. В основу функционирования аккумулятора положена электрохимическая реакция Pb и PbO2 в водном растворе серной кислоты.
Если аккумуляторная батарея включается в сеть с нагрузкой, то начинается реакция взаимодействия металлического свинца и PbO2 с серной кислотой. Эту реакцию можно представить следующим уравнением. На аноде
PbO2 + SO42− + 4H+ + 2e− ⇒ PbSO4 + 2H2O
На катоде
Pb + SO42− − 2e− ⇒ PbSO4
Так слева направо реакция идёт при разряде АКБ. В процессе зарядки реакция движется в обратном направлении. При прохождении реакции разряда металлический свинец окисляется до сульфата свинца на катоде. А на аноде восстанавливается оксид свинца с образованием того же сульфата. При зарядке батареи в автомобильном аккумуляторе идёт обратный процесс.
К чему всё это было сказано? Нужно понять, что автомобильную АКБ нельзя хранить в разряженном состоянии. Если хранить его в таком виде, то в результате сульфатации пластин будет идти потеря эксплуатационных характеристик.
Стоит сказать ещё о таком явлении при хранении аккумулятора, как саморазряд. Под ним понимается процесс разряда АКБ при хранении. Саморазряд обусловлен окислительно-восстановительными процессами на электродах. На отрицательном электроде этот процесс выражен больше. Ведь свинец с минусового электрода более активно вступает в реакцию с электролитом. Эта реакция становится тем активнее, чем выше плотность электролита.
Как видно между выводом и корпусом батареи имеется разность потенциалов Кроме реакций компонентов внутри аккумуляторной батареи, саморазряд во многом зависит и от чистоты корпуса. Электролит, грязь, пыль создают на поверхности корпуса токопроводящую плёнку. В результате саморазряд увеличивается. Отсюда вывод – аккумулятор нужно хранить в чистом состоянии. Нужно ещё добавить, что саморазряд имеет следующие особенности:
- Чем ниже температура, тем меньше саморазряд. При нулевой температуре процесс самопроизвольного разряда практически прекращается. Поэтому нужно хранить аккумулятор при пониженной температуре;
- Чем больше срок эксплуатации батареи, тем больше у неё саморазряд;
- После глубокого разряда при последующей зарядке саморазряд возрастает;
- Активность самопроизвольного разряда зависит от чистоты дистиллированной воды и серной кислоты, используемых для приготовления электролита. Чем эти компоненты чище, тем меньше саморазряд;
- Наиболее активно процесс идёт в первые сутки после зарядки;
- Нормой считается потеря 1% ёмкости АКБ при самопроизвольном разряде.
Можно ли хранить аккумулятор на морозе
При сильных морозах допускается только кратковременное хранение батарей без демонтажа. Если температура за окном падает до минус 30 по Цельсию, хранить аккумулятор зимой следует внутри помещения. Даже когда требуется выезжать утром, на ночь его заносят в отапливаемое здание, предварительно отбросив клеммы. Масло в моторе на таких температурах сильно загустевает, и для запуска потребуется больше пускового тока, чем обычно.
Если же машина не будет ездить в зимнее время до наступления тепла, то батарею снимают, подготавливают к хранению и заносят в помещение. Оптимально, когда температура в нём будет немногим выше 0 градусов. Чтобы избежать деформации, источник тока устанавливают подальше от действия прямых лучей солнца, а также источников тепла.
Таким образом, правильное хранение зимой, как и в другое время года, — это сухое, проветриваемое и отапливаемое помещение с небольшим «плюсом». Если в нём работают отопительные приборы, то АКБ должна быть удалена от них на расстояние нескольких метров. Накрывать её сверху не следует, достаточно периодически делать замеры воздуха в комнате термометром. Таких высоких требований не предъявляют к батареям, которые планируют хранить без залитого электролита — они спокойно выдерживают морозы до минус 30 градусов.